Версия для слабовидящих

Методическое сообщение «Формы проверки домашней подготовки учащихся по предмету «Музыкальная литература» преподавателя Коркуновой Н.А.

28 августа 2023

Методическое сообщение

«Формы проверки домашней подготовки учащихся по предмету «Музыкальная литература» преподавателя Коркуновой Н.А.

21 марта 2023 года.

Предмет «Музыкальная литература», равно, как и предмет «Слушание музыки», который является его важной частью, призван дать учащимся знания и навыки, которые помогут им ориентироваться в музыке как в важнейшем виде искусства, расширить музыкальный кругозор и эрудицию. Начиная данную работу, нужно отдавать себе отчёт в том, что переступив порог школы, дети становятся учениками, а значит, постепенно, плавно, необходимо переходить от чисто развивающих занятий к обучающим занятиям. Отсюда вытекает необходимость обратной связи «учитель – ученик» и «ученик – учитель». То есть, учитель не только рассказывает, показывает, даёт музыкальный материал для прослушивания, но и находится во время урока в постоянном диалоге с детьми, целью которого является повторение и закрепление пройденного материала. Исходя из этого, думается, что самым верным методом работы на уроке является фронтальный метод, когда дети поголовно охвачены работой на уроке и отвечают на поставленные вопросы по теме. При этом, нельзя допускать неконтролируемых выкриков с места, гвалта. Поэтому вопросы и ответы должны быть персонифицированные, детей с первого класса необходимо приучать поднимать руку, если они знают ответ. При таком подходе в течение урока каждый ученик имеет возможность высказаться несколько раз и заработать оценку. Эта оценка складывается из прилежного и внимательного отношения к объяснению учителя на прошлом уроке, домашней подготовки и работе на следующем уроке. Старый, проверенный метод конспектирования, достаточно условный в первом и втором классах, помогает детям лучше запоминать материал, ведь хорошо известно, что мозг запоминает лучше, если рука пишет. Поэтому даже у первоклассников должны быть тетради для записей. Первые несколько уроков, конечно, дети не пишут, а только слушают учителя, беседуют с ним и слушают музыку с закрытыми глазами, чтобы быть сосредоточенными и не отвлекаться. Позже – записывают два-три-четыре сигнальных слова из материала урока, учитель пишет их на доске печатными буквами. Позже в записях появляются фамилии композиторов и названия их музыкальных произведений, прослушанных на уроке по теме. Эти записи должны помочь ученикам во время домашней подготовки вспомнить, о чём говорилось на уроке. Так же, необходимо дома прослушивать музыкальные примеры, которые прозвучали на уроке. Кроме объяснения темы и прослушивания музыкальных примеров, на уроках используются тематические стихи и живописные

иллюстрации. Постепенно среди сигнальных слов появляются музыкальные термины, связанные с конкретными прослушанными произведениями, иллюстрирующими тему урока (например: пьеса, пиццикато, акцент, скерцо и т.д.). Поскольку в обучении используется концентрический метод, уже в первом классе, в усечённом виде, ученикам даются такие понятия, как группы музыкальных инструментов, содержание музыкальных произведений, элементы музыкальной речи, характер и виды мелодии, простые музыкальные формы и т.д. В первом классе викторины проводятся только устно, со второго класса – и устно, и письменно. Письменные начинаем с 4 номеров, в последующем добавляем постепенно до 5, 6, 7 номеров, причём нужно, чтобы дети знали не только название произведения, но и его автора. Поэтому, перед викториной, в домашнем задании есть пункт о подготовке к викторине по заданной теме. В день викторины на уроке нужно повторить всем вместе музыкальные примеры, узнать их и вспомнить фамилии композиторов. Устный опрос на уроке может включать такие формы, как определение по первым буквам или по первым и последним буквам с прочерками терминов, названий произведений, фамилий композиторов и т.д. Во 2х -3х классах уже есть возможность начать писать о музыке – о её настроении, характере, в зависимости от содержания и элементов музыкальной речи. На дом можно, при возможности, задавать решение кроссвордов по пройденным темам.

Работа на уроке музыкальной литературы продолжает методические принципы уроков слушания музыки, несколько усложняясь. Работа по изучению жизненного и творческого пути того или иного композитора подразумевает кроме изложения темы учителем, чтение и запоминания материала по учебнику во время домашней подготовки. Работа в классе по данной теме может проходить в устном и письменном варианте. Устный вариант – это не просто пересказ текста, а ответы на вопросы учителя, с акцентом на анализ, сравнения, перечисления, обобщения, часто даже и с нарушением хронологии событий. Письменный ответ – это «вопросник» по обзорной теме или биографии композитора. Вопросы выписываются на доске под нумерацией, а в тетрадях, для краткости, дети пишут только ответы. Также, устно и письменно можно работать над разбором музыкальных произведений, музыкальных форм, терминов и над викториной. Хорошей практикой работы над изучением музыкального произведения является анализ наличия и перечисление музыкальных тем, их характера в зависимости от элементов музыкальной речи, от замысла автора непосредственно во время прослушивания музыкального произведения, но это возможно только лишь во время повторного прослушивания и после предварительных пояснений учителя. В старших классах полезной будет письменная домашняя работа по вопросам, сформулированным в учебнике после каждой пройденной темы. Такую работу можно проводить и во время урока, так как сосредоточенная работа с учебником в течении 10-15 минут бывает очень продуктивна.

Дата создания: 28-08-2023
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: