Версия для слабовидящих

Методическое сообщение преподавателя по сольфеджио Нахабинской ДШИ Коркуновой Наталии Анатольевны на тему: «Подготовка к сольфеджированию в младших классах»

20 сентября 2022

Методическое сообщение

преподавателя по сольфеджио

Нахабинской ДШИ

Коркуновой Наталии Анатольевны

на тему:

«Подготовка к сольфеджированию в младших классах»

Исходя из того, что подавляющее количество учеников не обладает абсолютным слухом и хорошей памятью при отработке интонационных навыков, представляется необходимым делать некоторый акцент на аналитической работе перед непосредственно сольфеджированием. Такая работа в младших классах даёт ученикам понимание ладовости, мелодического движения, ритмики и структуры исполняемой мелодии, а значит и осознанности интонирования. Кроме того, учебные мелодии являются базой для освоения теоретического материала.

На начальном этапе обучения анализ выстраивается по пунктам, в определённой последовательности, что помогает избежать хаоса в анализе мелодии и добиться чёткости общей картины. Эти пункты добавляются по мере прохождения теоретических тем и их отражения в музыкальном материале. Первые четыре пункта – это: тональность, размер, начало с полного такта или из-за такта и с какой ступени начинается мелодия. Эти четыре пункта ученикам помогает анализировать их указательный палец (в первом и втором классе), который способствует концентрации внимания и слежению за процессом не отвлекаясь. Работа эта, на первых порах, групповая и синхронная (т.е. вместе показываем и проговариваем хором), позже - фронтальная (глаза и пальцы работают у всех, а говорит один ученик). Что, к примеру, показываем и говорим: ставим палец на последнюю ноту, говорим: «последняя нота ре», переносим палец на ключевые знаки, говорим: ключевые знаки «фа диез, до диез – значит тональность Ре мажор», размер ¾, начинается из-за такта, на счёт три, рука – вверх, начинается с первой ступени. Последовательно разбираем движение мелодии: в каком такте мелодия движется вверх или вниз, по гамме или по трезвучию, если по трезвучию, то один шаг или два, если один, то какой ступени не хватает, мелодия топчется или делает скачок, вверх или вниз, с какой ступени на какую, может есть опевание, тогда – какой ступени и, сверху или снизу? Позже добавится определение вида минора, а значит, идентифицируем случайные знаки. Проходим интервалы – значит ищем и определяем интервалы, изучаем секвенции – ищем секвенции. По прохождении темы «Форма мелодии», считаем количество фраз, определяем повторность, неповторность, вариационность, обозначаем их буквами. Осознание повторности в музыке упрощает интонирование. Акцентируем внимание на ритмических группах, паузах. С изучением каждой новой темы в анализ вводятся вопросы по ней. Это не значит, что при пении каждой мелодии нужно анализировать всё; нет конечно, только актуальные пункты. Но первые четыре, а именно: тональность, размер, с полного такта или из – за такта, с какой ступени – всегда.

И ещё важный момент для учеников 1 и 2 классов; поскольку дети ещё не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь работать с нотным текстом, то их правые руки должны трудиться – участвовать в музыкальном анализе, а потом тактировать или дирижировать, а левые руки - « отдыхать», лежать на колене (а не подпирать подбородок, не перебирать карандаши и ластики, не трогать соседа).

Настройка перед пением зависит от интонационных особенностей самой мелодии, кроме тонического трезвучия, это могут быть характерные мотивы, скачки, опевания, которые содержатся в самой мелодии. Поём мелодии с дублированием на инструменте (1-2 раза), с аккомпанементом и мелодией, только с гармоническим аккомпанементом, акапелла, хором, индивидуально, от начала до конца, предложениями и фразами по очереди, вслух – про себя.

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что не надо подыгрывать детям во время пения, мне думается, что первоклассникам, да и второклассникам, не имеющим ещё достаточных музыкальных представлений и практического опыта, это необходимо. Во всяком случае, первые 1-2 раза во время совместного сольфеджирования. Представляется важным требовать от учеников выдерживать точный ритм и темп, петь не запинаясь и не останавливаясь, мелодия должна быть не «бегом с препятствиями», а действительно мелодией, напевной и цельной.

Дата создания: 20-09-2022
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: