19 февраля 2024
«Работа над определением элементов музыкального языка на слух на уроке сольфеджио в ДМШ»
Выполнила: преподаватель теоретических дисциплин МУДО «Нахабинская детская школа искусств» Сенцова Е.Н.
Введение
Урок сольфеджио занимает важное место в комплексе предметов, преподаваемых в музыкальной школе. На уроке применяется множество форм работы для развития различных музыкальные данных ученика. Это вокально-интонационная работа, работа над метроритмом, музыкальный диктант, сольфеджирование, слуховой анализ, теоретические сведения, развитие творческих навыков.
Слуховой анализ (определение элементов музыкального языка на слух) – является одной из обязательных и важных форм работы на уроке сольфеджио. Это форма слуховой работы, направленная на активизацию внутреннего музыкального слуха. Развитый внутренний музыкальный слух как способность мысленно представлять отдельные качества музыкальных звуков (высоту, тембр) и других компонентов музыкального языка необходим для успешной музыкальной деятельности. Музыкальное восприятие различных элементов музыкального языка создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы на уроке сольфеджио (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).
Работа над слуховым анализом дает возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Слуховой анализ связывает сольфеджио с другими специальными предметами (в том числе, с игрой на инструменте), помогает им в разборе и исполнении произведений.
Направления занятий по слуховому анализу на уроке сольфеджио
Т.А. Калужская в своей программе считает, что занятия по слуховому анализу должны вестись в двух направлениях:
Целостный анализ музыкальных произведений – это прослушивание и вычленение в музыкальных произведениях изученных элементов. Именно эту форму слухового анализа Т.А. Калужская (а вместе с ней и многие другие преподаватели-теоретики) считают наиболее важной. Это связано с тем, что слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного. А эмоционально воспринимать и осознавать услышанное детям легче на реальном примере из музыкальной литературы. При этом рекомендуется активно использовать пьесы, исполняемые детьми на специальности.
«Нельзя объяснять материал теоретически или тренировать слух на одних упражнениях – такие уроки не развивают музыкальный слух, а лишь «дрессируют» детей. Главная задача – научить детей осознанно понимать и определять элементы музыкального языка, т.е. правильно и целенаправленно слушать».
Рекомендации по проведению целостного анализа:
- при прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты;
- при прослушивании многоголосного построения необходимо обращать внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на тип фактуры.
На практике при всех «плюсах» и явных преимуществах в развитии музыкальных способностей ученика в рамках целостного анализа, такая форма работы на уроке используется не очень часто. Это связано с тем, что:
- полноценный целостный анализ занимает довольно продолжительное время урока, таким образом остается меньше времени на другие формы работы, которые тоже важны;
- частично анализ разных особенностей мелодии происходит в рамках других форм работы (написания диктанта, сольфеджирования, пения с листа);
- целостный анализ требует умения слышать элементы музыкального языка, т.к. их надо уже «вычленить» из мелодии (задание более сложное, чем просто «определить»), а это умение развивается в рамках более «простых» форм работы.
Поэтому перейдем к более распространенной в рамках урока сольфеджио форме слухового анализа – анализу отдельных элементов музыкального языка.
Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения (звукорядов, гамм, отрезков гамм; отдельных ступеней лада, интервалов, аккордов и прочего).
При слуховом анализе идет развитие двух типов музыкального слуха – мелодического и гармонического слуха.
Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и воспроизводить звуки разной высоты (определенные «интонации»). По-другому такой тип слуха называют «интонационным» или «звуковысотным». Работа над ним в рамках слухового анализа ведется параллельно с другими формами работы, которые связаны непосредственно с воспроизведением различных интонаций (пение номеров по нотам, вокально-интонационные упражнения).
Гармонический слух – это способность воспринимать и различать созвучия и их связи между собой. Главными составляющими гармонического слуха являются фонизм (индивидуальная окраска, характер звучания каждого элемента) и функциональность (ощущение устойчивости и неустойчивости в ладу).
Л.М. Масленкова, автор методики преподавания сольфеджио «Интенсивный курс сольфеджио», считает, что при работе над определением элементов музыкального языка на слух необходимо разделять гармонический и мелодический слух, и прорабатывать слуховое восприятие элементов в первом и во втором случае отдельно. Цитата:
«... направленность внимания учащегося на характеристику окраски звучания, своеобразие его звучания в целостности и нерасчлененности – важнейшее условие для развития гармонического слышания, которое должно быть связано с определенным эмоциональным ощущением, в значительной степени обусловленным художественно-образными ассоциациями (слушательским опытом). Пропевание интервала или аккорда в момент слушания, т.е. перевод их в мелодическую форму, снимает эффект мелодического слышания, поэтому представляется недопустимым».
Между тем при работе над слуховым анализом очень часто все же используется и гармонический, и мелодический слух в своей совокупности. Конечный результат оценивается по определению элементов музыкального языка на слух в гармоническом виде.
Работа над определением элементов музыкального языка на слух
Работами над элементами музыкального языка на уроке сольфеджио ведется от звука и в тональности (в ладу).
Виды:
1.от звука:
- анализ отдельных интервалов, сочетаний интервалов;
- анализ трезвучий и обращений трезвучий;
- анализ некоторых видов септаккордов и обращений этих септаккордов.
- анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;
- анализ отдельных ступеней лада;
- анализ последовательности интервалов;
- анализ последовательности аккордов (с определением их функциональной принадлежности).
Слуховое освоение элементов музыкального языка должно проходить строго поэтапно: от простого к сложному. Одним из способов работы является определение конкретных элементов в различных маленьких группах, а потом при объединении этих групп. Работа в маленьких группах позволяет использовать метод сравнения и более тонко дифференцировать различные похожие элементы.
При определении элементов музыкального языка на слух вне тональности сначала рассматриваются свойства консонирования/диссонирования, затем количество звуков в созвучии и их расположение. При этом на начальном этапе добавляются основные мелодические особенности изучаемых элементов.
Л.М. Масленкова предлагает изучать гармонические интервалы таким образом:
1 этап. Различать по тембровым характеристикам. Отличать консонансы от диссонансов (работа преимущественно с секундами, септимами, терциями и секстами).
2 этап. Определять пространственную характеристику. Отличать широкие интервалы от узких (тритон – средний диссонанс)
3 этап. Сравнивать кварты и квинты («сигнальность» кварты и «пустотность» квинты)
4 этап. Осваивать тоновую величину интервала. Различать большие и малые интервалы (мажор и минор, более или менее резко).
5 этап. Работать с различными «интервальными блоками». Слушать парами и тройками для сравнения, искать определенный интервал в последовательности, вычленять интервалы из многоголосья (где интервал – снизу, сверху, посередине).
Над аккордами предлагается работать аналогичными способами.
Работа в тональности. При работе над слуховым анализом в тональности используется функциональность созвучий. Функциональность – это связь созвучий в ладу, ощущение устойчивости и неустойчивости.
Согласно Славиной И.Г., основные задачи развития гармонического слуха и гармонического мышления можно чётко распределить по возрастным этапам, по классам, с учётом их логической последовательности и постепенности:
- Представление о ладе и его элементах, опорные и неустойчивые звуки, ощущение и осознание их ладового тяготения, их взаимодействия с тоникой; первые навыки ладовой ориентировки - умение слышать соотношение ступеней в мелодии.
- Представление об интервале, как о мелодическом или гармоническом сочетании двух ступеней лада; общее знакомство со всеми интервалами, характером их звучания, ступеневой величиной; тоническое трезвучие в мажоре и миноре, интервалы, формирующие его; секунда, как тон и полутон, «строящие лад».
- Обращение тонического трезвучия, как перемещение опорных звуков лада. Интервалы на ступенях мажора и минора.
- Понятие об аккорде, как о гармоническом и мелодическом трёх- и четырёхголосии. Назначение каждого звука аккорда. Главные трезвучия лада, их гармоническая, функциональная роль в музыкальном движении. Обращение трезвучий субдоминанты и доминанты, их ладовое разрешение. Септима, септаккорд, доминантсептаккорд.
Таким образом, интервалы в ладу воспринимаются как сочетание различных ступеней. Трезвучия – через знакомство с устойчивостью тоники, состоянием движения в доминанте и неустойчивой мягкостью в субдоминанте. Септаккорды (доминантовый септаккорд с обращением, потом вводные септаккорды) – через ощущение диссонантности, фонизм и определенную ступень в басу.
Очень важно начинать работу над слуховым анализом на самом начальном этапе обучения детей в ДМШ. Тогда на момент осознанного определения уже изученных элементов на слух дети будут иметь хороший слуховой опыт, что способствует лучшему усвоению и более быстрому слуховому закреплению нового материала.
Работу над слуховым анализом на начальном этапе обучения с детьми лучше вести в игровой форме. Применение ярких наглядных пособий и музыкально - дидактических игр способствует лучшему усвоению материала. Важно закрепить определенные ассоциации, связанные созвучанием определенных элементов музыкального языка (пример: книги Т.Ошурковой «Интервалы – это просто», и Л. Лехиной «Ладовые сказки», «Путешествие в страну интервалов»; «Аккордовые сказки»).
При домашней подготовке учащиеся могут использовать музыкальные тренажеры по сольфеджио онлайн, в которых можно выбрать различные интервалы и аккорды для тренировки определения элементов на слух (например, тренажер с сайта «Сольфеджио онлайн» или «Абсолютный слух»).
Заключение
Работа над навыками определения элементов музыкального языка на слух является одной из важных составных частей урока сольфеджио в музыкальной школе. С помощью слухового анализа учащиеся лучше понимают и осознают музыкальный язык, что способствует их более тонкому восприятию и воспроизведению произведений по специальности. Поэтому преподавателям по сольфеджио важно уделять внимание разным видам работы над определением элементов на слух, двигаться от простого к сложному, используя различные педагогические методы и приемы.
Список литературы: